Вернуться к обычному виду
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Министерство образования и науки Cамарской области
Тольяттинское управление

«Мехатроник»

25.04.2018 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет цели, порядок организации и проведения I-го Поволжского открытого робототехнического фестиваля «Мехатроник» в 2018 году (далее – Фестиваль). 1.2. Учредители Фестиваля: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (далее – СамГТУ), общество с ограниченной ответственностью «Исследователь» (далее –  ООО «Исследователь») при  поддержке министерства образования и науки Самарской области. 1.3. Организаторы Фестиваля: СамГТУ, ООО «Исследователь». 1.4. Фестиваль проводится с целью выявления и поддержки талантливых детей и молодёжи, направлен на популяризацию среди детей и молодёжи научнотехнического творчества по направлению «Мехатроника и робототехника» и стимулирование интереса подрастающего поколения к современным инновационным технологиям. 1.5. Номинации Фестивальных соревнований: ˗ «RoboKIDS»; ˗ «Муравьишка»; ˗ «Сортировщик»; ˗ «Траектория-Квест» (средняя категория); ˗ «Сумо»; ˗ «Траектория-Квест» (старшая категория); ˗ «Эстафета»; ˗ «Шорт-трек»; ˗ «Линия Профи»; ˗ «Спасатель».  
2. Порядок организации и проведения 2.1. Фестиваль проводится с 12 мая 2018 г. по 13 мая 2018 г. по адресу: 443100,  г. Самара, ул. Первомайская, 18, учебный корпус СамГТУ  № 1.  2.2.  Фестиваль проводится в 2 (два) этапа: Для участников номинаций «Сортировщик», «Траектория-Квест» (средняя категория), «Сумо» «Траектория-Квест» (старшая категория), «Эстафета», «Шорттрек», «Линия Профи», «Спасатель» осуществляется первый (отборочный) этап,
4  
заочный – подача заявки на участие, предоставление видеоролика (Приложение 1). ˗ Для участников номинаций «RoboKIDS», «Муравьишка»  первый (отборочный), заочный этап ограничивается подачей заявки на участие. ˗ Второй (основной) этап, очный (для участников всех номинаций) – участие команд в фестивальных соревнованиях. 2.3. Подготовку и проведение Фестиваля осуществляет организационный комитет (далее – Оргкомитет). 2.4. Оргкомитет: ˗ определяет дату и место проведения Фестиваля; ˗ организует набор команд-участников; ˗ организует проведение фестивальных мероприятий и церемонии награждения; ˗ организует информационную поддержку Фестиваля в средствах массовой информации; ˗ разрабатывает фирменный стиль Фестиваля; ˗ решает другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением Фестиваля. 2.5. Оргкомитет в целях обеспечения эффективной работы экспертной комиссии назначает Председателя экспертной комиссии Фестиваля, который: ˗ решает спорные вопросы, касающиеся порядка проведения Фестиваля, в т.ч. о дисквалификации участников состязаний с последующей письменной аргументацией принятого решения; ˗  в случае появления возражений относительно экспертизы фестивальных соревнований команда имеет право в устном порядке обжаловать решение экспертов в Оргкомитете не позднее окончания текущего состязания. 2.6. Оргкомитетом формируется экспертная комиссия с целью: ˗ разработки и утверждения заданий для участников Фестиваля; ˗ разработки и утверждения критериев оценки выступления команд  - участников в номинациях; ˗ определения  победителей и призёров Фестиваля по номинациям. 2.7. Все команды-участники Фестиваля должны иметь названия. 2.8 Вмешательство членов команд и тренеров в  действия робота своей команды или робота соперника исключено. Невозможно ни физическое
5  
вмешательство, ни вмешательство на расстоянии. Вмешательство ведёт к немедленной дисквалификации. 2.9. Переигровка проводится по решению экспертной комиссии в случае, если в работу робота было постороннее вмешательство, либо по причине плохого состояния игрового поля, либо из-за ошибки, допущенной экспертной комиссией. 2.10. Нарушения правил поведения членов команд-соперников и/или тренеров команд-соперников рассматриваются в индивидуальном порядке.  2.11. Для рассмотрения вопроса о нарушении правил поведения тренером команды, нашедшей нарушения правил поведения в свой адрес, пишется заявление в Оргкомитет в свободной форме на имя Председателя экспертной комиссии. Заявление принимается в случае, если прошло не более 30 минут после окончания инцидента нарушения правил поведения. Поданное заявление рассматривается Председателем экспертной комиссии в течение часа с момента подачи.  
3. Условия участия 3.1. В Фестивале принимают участие обучающиеся образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 17 лет и студенты, аспиранты в возрасте от 18 до  27 лет включительно. 3.2. Для участия в Фестивале команды регистрируются при условии подачи не более 2-х (двух) заявок на одну номинацию от одной образовательной организации. 3.3. Регистрация осуществляется в электронном виде по ссылке: https://goo.gl/forms/uWbmOVYAc3nIb9b23    до 07 мая 2018 года (включительно). 3.4. Зарегистрированные участники распределяются по следующим возрастным категориям: ˗ младшая категория 5-7 лет; ˗ средняя категория 8-11 лет; ˗ старшая категория 12-17 лет; ˗ студенческая категория 18-27 лет. 3.5. Номинации фестивальных соревнований по возрастным категориям: ˗ младшая категория (возраст участников от 5 до 7 лет включительно) –  «RoboKIDS», «Муравьишка» (Приложение 2); ˗ средняя категория (возраст участников от 8 до 11 лет включительно) –  «Сортировщик», «Траектория-Квест», «Сумо» (Приложение 3);
6  
˗ старшая категория (возраст участников от 12 до 17 лет включительно) – «Траектория-Квест», «Эстафета», «Шорт-трек», «Линия Профи» (Приложение 4); ˗ студенческая категория (возраст участников от 18 до 27 лет включительно) – «Спасатель» (Приложение 5). 3.6. Квоты участников для второго (основного) очного этапа  Фестиваля: ˗ младшая категория –  без ограничений; ˗ средняя, старшая и студенческая категории – не более 20 команд на номинацию. 3.7. В фестивальных соревнованиях  одна команда может выступать исключительно в одной номинации. Не допускается участие детей и молодежи, чей возраст выходит за пределы выбранной категории на момент проведения соревнований.  
4. Технические условия участия 4.1. Для команд, допущенных к участию во 2-м (основном) очном этапе Фестиваля, предъявляются следующие требования к использованию основного оборудования: ˗ в рамках каждой категории командами используется определенный набор оборудования, перечень которого представлен в Приложениях 2,3,4,5; ˗ участники используют собственные компьютеры с необходимым программным обеспечением; ˗ при себе участники должны иметь дополнительные стандартные элементы питания с необходимым количеством разъёмов; ˗ в средней и старшей категориях на момент начала фестивальных соревнований все конструкции в составе наборов должны быть разобраны вплоть до отдельных деталей, не скрепленных между собой;  ˗ при отсутствии пометки о том, что на начало фестивальных соревнований заранее собранных конструкций в составе набора нет, команда до соревновательных попыток допущена не будет. Исключением являются номинации «Эстафета», «Шорт-трек», «Линия Профи»; ˗ в студенческой категории участники начинают фестивальные соревнования  с готовыми конструкциями.  
7  
5. Допуск команд на площадку проведения Фестиваля 5.1. В младшей категории во время подготовки команд тренеры, наставники, родители находятся с участниками. Во время презентации детских проектов, постеров, моделей (построек), взрослые (педагоги, тренеры, родители) допускаются на площадку фестивальных соревнований с целью эмоциональной поддержки участников фестивального соревнования. При выполнении олимпиадного задания взрослые (педагоги, тренеры, родители), в зону подготовки не допускаются. За помощь участникам в решении олимпиадного задания команда, которой оказывалась помощь, дисквалифицируется до конца фестивальных состязаний. 5.2. В средних и старших категориях в зону подготовки и зону проведения фестивальных соревнований допускаются только участники команд. Тренеры, наставники и родители не допускаются. Общение между участниками и тренерами (родителями) в период подготовки не допускается ни лично, ни при помощи мобильной или других видов связи. За нарушение этих правил команды снимаются с испытаний, дисквалифицируется до конца фестивальных состязаний. 5.3. В студенческой категории в зону проведения фестивальных соревнований допускается только оператор команды. Оператор назначается членами команды. Оператор отвечает за запуск конструкции во время заезда, также, в случае необходимости, ловящий и выключающий робота во время съезда робота с трассы.  
6. Подведение итогов и награждение победителей 6.1. Победителями Фестиваля считаются команды средней, старшей и студенческой категорий, занимающие первые 3 (три) строчки рейтинга в своей категории по итогам фестивального дня.  6.2. Все участники номинации «Муравьишка» награждаются сертификатами участников. 6.3. Все участники номинации «RoboKIDS» награждаются сертификатами участников по следующим направлениям: креативный проект, занимательный проект, познавательный проект, инженерный проект, интеллектуальный проект, робопроект, аквапроект, дизайнпроект. 6.4. Победители Фестиваля в других номинациях награждаются дипломами победителя.
8  
6.5. Руководители  (тренеры) команд Фестиваля получают сертификаты об участии в I-м Поволжском открытом робототехническом фестивале «Мехатроник».  
7. Контакты организаторов  
7.1. Для приезжих предоставляется гостиница (общежитие).  7.2. По организационным и общим вопросам, условиям размещения в гостинице обращаться в Центр образовательных проектов СамГТУ. Директор – к.п.н. Климина Лариса Владимировна Заместитель директора – Никитина Татьяна Олеговна +7 (846) 279 - 03 - 10;    +7 (937) 077 - 46 - 70 E-mail: cepr@samgtu.ru          Site: http://cepr.samgtu.ru  
7.3. По вопросам содержания Фестивальных соревнований и специфики  регламентов обращаться к специалистам ООО «Исследователь».  Директор – Панова Вера Алексеевна Заместитель директора – Коновалов Николай Александрович +7 (937) 06 - 73 - 606;      +7 (927) 005 - 32 - 65; E-mail: mechatronic63@gmail.com          Site: https://vk.com/mechatronic63  
Адрес электронной почты Фестиваля: mechatronic63@gmail.com              
9  
Приложение 1
Требования к видеороликам, предоставляемым к первому (отборочному) заочному этапу Фестиваля  
Общие требования к видеороликам: 1. Видеоролики предоставляются командами с целью продемонстрировать работоспособность роботов, подготовленных к очному участию в фестивальных соревнованиях.  2. Видеоролик предоставляется командами во время регистрации. Команда, претендующая на участие в основном, очном этапе в номинациях «Сортировщик», «Траектория-Квест», «Сумо» «Траектория-Квест», «Эстафета», «Шорт-трек», «Линия Профи», «Спасатель» и не предоставившая видеоролик, не может участвовать в соревнованиях.  3. Заявка команды, предоставившей при регистрации видеоролик, не соответствующий критериям настоящего приложения, может быть отклонена организаторами соревнований. 4. На видеоролике должно быть продемонстрировано выполнение роботом задания номинации, на которую заявлена команда.  5. Видеоролик может быть снят на аналогичном поле других размеров при условии четкого указания длины линии и пропорционального времени прохождения трассы. 6. В видеоролике не допускается монтаж. Видеоролик должен содержать кадр, в котором присутствует лист формата А4, на котором отчётливо видны название команды и дата съёмки. 7. В кадре должны присутствовать участники команды. 8. Длительность видеоролика не должна превышать 2 (двух) минут.  
Обязательные требования к видеороликам некоторых номинация: 1. В видеороликах номинаций «Траектория-Квест», «Шорт-трек», «Линия Профи» робот должен пройти трассу не больше чем за 40 секунд, не нарушив при этом правил прохождения трассы. 2. В видеороликах для номинации «Эстафета» должно быть: - продемонстрирована передача эстафетной палочки каждым роботом хотя бы один раз. Передача эстафетной палочки каждым роботом не должна занимать более 20 секунд. Время считается от момента пересечения роботом,
10  
передающим эстафетную палочку, линии финиша до момента пересечения роботом, принимающим эстафетную палочку, линии старта; - прохождение каждым роботом трассы. 3. В видеоролике для номинации «Спасатель» должны просматриваться: -  демонстрация прохождения роботом нескольких секций лабиринта, включающих поворот налево или направо; -  считывание роботом информации с метки и вывод её на дисплей.                            
11  
Приложение 2
Младшая категория  1. Номинация «RoboKIDS»  
Фестивальное соревнование в номинации «RoboKIDS» проводится в два этапа: Первый этап: творческий конкурс, в рамках которого участникам предстоит продемонстрировать свой проект на тему «Командные  виды спорта» и защитить его перед экспертной комиссией. Предмет оценки – постер. Второй этап: олимпиада по робототехнике, в ходе которой участникам предстоит выполнить задание, выданное непосредственно после защиты проектов. Команды, участвующие в номинации «RoboKIDS», состоят из 1-3 участников и  взрослого тренера (в сумме не более четырех человек). Возраст участников: от  5 до 7 лет (включительно). Тренер – наставник команды участников в возрасте  старше 18 лет. Этап первый Ваши задачи: 1. Выбрать понравившийся командный вид спорта, исследовать физические свойства экипировки и изучить историю развития спортивного снаряжения выбранного командного  вида спорта. 2. Изучить историю вопроса и создать постер формата А1 (84,1х59,4 сантиметров) или формата А2 (59,4х42 сантиметров). Постер проекта может содержать название и фотографии команды, картинки или рисунки выбранной экипировки, мелкие предметы и пр. изображения, которые способствуют пониманию экспертной комиссией вклада каждого члена команды и общий результат; структуру и пошаговое содержание проекта. 3. Презентовать содержание проекта, отображенного на постере, экспертной комиссии. Постер изготавливается из картона, пластика или других материалов. Постер должен иметь конструкцию для расположения на столе. Постер размещается на столе: постер может раскладываться на столе или устойчиво располагаться вертикально  на столе. Примерные вопросы экспертной комиссии при оценке постера: Что вы узнали нового по теме сезона?
12  
Каковы были ваши роли в команде? Вам понравилось работать в команде? Как вам помогал ваш руководитель? Вы видели сегодня другие команды. Чем ваша команда от них отличается в лучшую или худшую сторону? Что самое сложное, самое простое в работе? Что вам кажется самым странным или особенным из того, что вы узнали при подготовке к Фестивалю? Как ваша команда выбирала себе название? Таблица 1. Критерии оценки первого этапа Фестивального соревнования в номинации «RoboKIDS»:  
№  Критерии оценки Балл max. 1  Соответствие содержание постера  тематике номинации 5  2  Полнота раскрытия  темы 15 3  Историческая справка 5 4  Перспективы дальнейшего развития выбранной темы 5 5  Выводы по проекту 5 6  Качество и эстетика предоставленного постера  10  7  Творческий подход к изготовлению постера 5  8 Применение нестандартных техник выполнения элементов постера 10  9 Осознанное использование участниками команды специфической терминологии при предоставлении постера экспертам 10 10 Понимание  членами  команды собственной роли в создании проекта и степеней участия каждого партнера 5  Общий балл 75  
Этап второй. Олимпиада по начальной робототехнике. После окончания первого этапа фестивального соревнования в номинации «RoboKIDS» начинается подготовка ко второму этапу – Олимпиаде по начальной робототехнике. Все необходимое оборудование, включающее в себя
13  
конструкторы и ноутбуки, приносится участниками и размещается на столы перед началом Олимпиады. Команды работают на своем оборудовании. По мере готовности команд раздаются персональные задания. Задача команд - за 40 (сорок) минут собрать и запрограммировать модель, соответствующую заданию.  Пример задания: «Одним из командных видов спорта является хоккей. Придумайте и создайте конструкцию, связанную с хоккеем. Вы можете собрать, например, вратаря с воротами, болельщиков или хоккеиста с клюшкой и показать, как они реагируют на шайбу Рекомендовано  использование любых деталей LEGO, моторы, датчики и др. деталей робототехнических конструкторов LEGO WeDo и LEGO WeDo 2.0. Требования к модели: 1. Использование образовательных наборов LEGO с механическими передачами.  Габариты модели – не более  размера 20х20 сантиметров. 2. Наличие  компьютерной программы для придуманной модели. Модель должна иметь как минимум одну приводную часть, включающую в себя электродвигатель. В качестве привода можно использовать любой мотор LEGO.  3. По истечении 40 минут с начала работы над созданием и программированием модели презентовать готовую модель экспертной комиссии. Во время презентации необходимо: ˗ представить модель экспертам; ˗ рассказать, где применяется/будет применяться или может применяться модель; ˗ объяснить, как она работает; ˗ объяснить, как работает компьютерная программа. Таблица 2 Критерии оценки Олимпиады по начальной робототехнике  
№  Критерии  Балл max. 1  Соответствие модели тематике фестивального задания 5 2  Наличие и работоспособность компьютерной программы  10 3  Соответствие модели указанным размерам  5 4  Понимание участниками команды и способность объяснить этапы работы над созданием модели 5
14  
5  Использование в модели  простых механизмов (5 баллов за каждый)
30
6  Способность участников команды объяснить деятельность каждого участника в процессе создания модели
5
7 Обоснование значимости данной модели для современной индустрии спорта
10
Общий балл 70  
2. Номинация «Муравьишка»  
Номинация «Муравьишка» реализуется в формате выставки детских проектов. Команды-участники  создают модель (постройку) на тему «Командные виды спорта» и представляют ее на втором (основном) очном этапе Фестиваля. Оцениваются авторские модели. Стандартные модели, представленные производителями образовательных конструкторов как основные в общедоступных методических материалах к соревнованиям не допускаются. Модель (постройка) может быть создана из любого конструктора, не имеющего приводной части (мотора). Ограничений по размерам модели нет. Для участников обязательным условием является продуманность модели, логичность конструкции, понятная устная презентация модели (постройки) экспертам.  Команда в устной форме предоставляет экспертам модель (постройку) по следующей логике:  1. Наименование модели (постройки). 2. Технические возможности модели (постройки). 3. Практическая польза модели (постройки) для человека; 4. Практическая польза модели (постройки) для спортсменов. Команда состоит из 1-2 участников и  взрослого тренера (в сумме не более трех человек). Возраст участников: от  5 до 7 лет (включительно). Тренер – наставник команды участников в возрасте  старше 18 лет.  
  
15  
Приложение 3
Средняя категория
1. Номинация «Сортировщик»
В представленной номинации роботу необходимо за наиболее короткое время произвести сортировку цветных цилиндров, представленных в белом и чёрном цвете, размещая их в определённые зоны. В номинации принимают участие команды, состоящие из двух конкурсантов и одного тренера. Разрабатываемая конструкция должна быть собрана только из официальных деталей LEGO MINDSTORMSTM RCX, NXT, EV3 (исключение – HiTechnic NXT ColorSensor). Блок управления у каждого робота должен быть один. Не допускается использование деталей, модифицированных любым способом. Роботы, не соответствующие этим требованиям, будут дисквалифицированы. Каждая команда совершает по одной попытке в двух заездах. Продолжительность одной попытки составляет 2 (две) минуты (120 секунд). По истечению этого времени робот должен остановиться. На начало попытки все части конструкции не должны выступать из зоны старта. Движение робота начинается после команды судьи и нажатия оператором кнопки RUN, либо датчика нажатия. Во время проведения попытки робот должен двигаться строго по линии, перемещая по одному цилиндру в зону размещения. По просьбе участника после выгрузки цилиндра в зоне размещения и отъезда робота до перекрёстка или до отметок, судья убирает цилиндр из зоны, фиксируя его положение. Время выполнения задания фиксируется только после доставки всех цилиндров и остановки робота на перекрестке у зоны старта. Робот считается достигшим перекрестка, когда ведущие колеса касаются линии перекрестка. Последовательность обнаружения и сортировки цилиндров определяется участниками команды. Если во время попытки робот съезжает с черной линии, т.е. оказывается всеми колесами с одной стороны линии, то он завершает свою попытку с фиксированием времени в 120секунд. Соревновательное поле представлено на рисунке 1. Размеры поля 2000х1000 мм. Поле представляет собой белое основание с черной линией траектории шириной 18-25 мм. Зона старт –  размером 250х250 мм. Зона размещения отсортированных цилиндров размером – 250х250 мм каждая. На
16  
поле представлены отметки – круги диаметром 66 мм для установки цилиндра. Цилиндры, применяемые в данном состязании, белого и черного цвета диаметром 66±3 мм, высотой 123±3 мм, весом не более 70 граммов. Положение зоны для каждого цвета определяется в день соревнований на основе жеребьевки. Количество цилиндров первого и второго цвета, а также их расстановка на отметках определяется судьей соревнований перед началом заезда, после сдачи роботов в «карантин».  
Рис. 1. Соревновательное поле  
Размер робота на старте не должен превышать параметров: 250х250х250 мм. Робот должен быть автономным. Сборка робота осуществляется в день соревнований. До начала времени сборки робота все его части должны находиться в начальном состоянии (все детали отдельно). При сборке робота нельзя пользоваться инструкциями, как в письменном виде, так и в виде иллюстраций. Оценка результатов фестивальных соревнований в рамках номинации «Сортировщик»:  1. При оценке данного фестивального соревнования командам начисляются  баллы за задания, а также штрафные баллы, которые в сумме дают итоговые баллы. 2. Баллы за задания: ˗ 30 баллов за каждый цилиндр в зоне для соответствующего цвета;
17  
˗ 15 баллов за каждый цилиндр частично в зоне для соответствующего цвета; ˗ 5 баллов за каждый цилиндр в зоне несоответствующего цвета; ˗ 0 баллов за каждый цилиндр частично в зоне несоответствующего цвета. 3. Штрафные баллы: – 50 баллов за каждый цилиндр, не перемещенный роботом в зону размещения, независимо от его местоположения на поле. Фиксация производится после остановки времени. 4. Правила отбора победителя: В зачет принимаются суммарные результаты попыток: сумма баллов и сумма времени. Финиш робота фиксируется, когда робот ведущими колесами остановится на линии перекрестка у зоны старта. Баллы за задание и штрафные баллы начисляются только в том случае, если цилиндр полностью помещен в зону размещения (проекция). Победителем объявляется  команда, получившая наибольшее количество баллов. Если таких команд несколько, то победителем объявляется команда, потратившая на выполнение заданий наименьшее время.  
18  
2. Номинация «Траектория-квест» За наиболее короткое время робот должен, двигаясь по линии траектории, добраться от места старта до места финиша. Порядок прохождения траектории будет определен главным судьей соревнований в день состязаний, непосредственно перед заездом. В номинации принимают участие команды, состоящие из двух конкурсантов и одного тренера. Разрабатываемая конструкция должна быть собрана только из официальных деталей LEGO MINDSTORMSTM RCX, NXT, EV3 (исключение –  HiTechnic NXT ColorSensor). Блок управления у каждого робота должен быть один. Не допускается использование деталей, модифицированных любым способом. Роботы, не соответствующие этим требованиям, будут дисквалифицированы. Каждая команда совершает по одной попытке в двух заездах. Продолжительность одной попытки составляет 2 минуты (120секунд). По истечению этого времени робот должен остановиться. Движение робота начинается после команды судьи и нажатия оператором кнопки RUN, либо датчика нажатия. Соревновательное поле представлено на рисунке 2. Размеры поля 2000х1000 мм. Поле представляет собой белое основание с черной линией траектории шириной 18-25 мм. В основе траектории используются элементы линии: прямые и дугообразные линии, перекрестки, повороты на 90 градусов. На поле вдоль линии располагаются цветные элементы (метки). Каждая метка располагается перед перекрестком и указывает на направление движения робота на следующем за ней перекрестке, например, красная – поворот направо, желтая – поворот налево, синяя – проезд вперед, зеленая – разворот на перекрестке на 180 градусов. Меткой считается квадрат размером 40х40 мм и размещается на расстоянии 50 мм от линии с правой стороны и 50 мм до перекрестка. При составлении маршрута проезд “Х”-образного перекрестка может осуществляться с любой стороны, проезд “Т”-образного перекрестка осуществляется только со стороны основания буквы “Т”. Линия старта-финиша перекрестком не является.  
19  
Рис. 2. Тренировочный вариант игрового поля и пример размещения меток  
Размер робота на старте не должен превышать параметров: 250х250х250 мм. Робот должен быть автономным. Сборка робота осуществляется в день соревнований. До начала времени сборки робота все его части должны находиться в начальном состоянии (все детали отдельно). При сборке робота нельзя пользоваться инструкциями, как в письменном виде, так и в виде иллюстраций. На стартовой позиции робот устанавливается колесами перед линией старта, датчики света (цвета) могут выступать за стартовую линию. Движение роботов начинается после команды судьи и однократного нажатия оператором кнопки RUN. Метки, каких цветов, а также их расположение на поле определяется судьей соревнований перед началом заезда, после сдачи роботов в «карантин». Правила отбора победителя: 1. Финиш робота фиксируется, когда ведущие колеса заедут на линию финиша. 2. Команда, преодолевшая объявленную судьей дистанцию полностью, получает максимально возможное количество баллов. 3. Если во время попытки робот съедет с линии, т.е. окажется всеми колесами с одной стороны линии или неправильно повернет на перекрестке, то в зачет принимается:
20  
˗ время до съезда с линии или с заданного маршрута; ˗ баллы, заработанные за правильное прохождение перекрестков, в соответствии с цветом метки – 10 баллов за каждый; ˗ баллы, заработанные за правильное прохождение участка от одного перекрестка до другого – 5баллов за каждый; ˗ баллы за пересечение финишной линии – 10баллов. 4. Баллы за участок начисляются только в том случае, если он полностью преодолен роботом. 5. В зачет принимаются суммарные результаты попыток: сумма баллов и сумма времени. 6. Победителем будет объявлена команда, получившая наибольшее количество баллов. 7. В случае, если таких команд несколько, победителем объявляется команда,  потратившая на преодоление дистанции наименьшее время.  
21  
3. Номинация «Сумо»  
В этом состязании участникам необходимо подготовить автономного робота, способного наиболее эффективно выталкивать робота-противника за пределы черной линии ринга. В номинации принимают участие команды, состоящие из двух конкурсантов и одного тренера. Разрабатываемая конструкция должна быть собрана только из официальных деталей LEGO MINDSTORMSTM RCX, NXT, EV3 (исключение- HiTechnic NXT ColorSensor). Блок управления у каждого робота должен быть один. Не допускается использование деталей, модифицированных любым способом. Роботы, не соответствующие этим требованиям, будут дисквалифицированы. Соревнования состоят из серии матчей. Матч определяет из двух участвующих в нём роботов более сильного. Матч состоит из 3 (трех) раундов по 30 секунд. Раунды проводятся подряд. Проигравшей командой в раунде считается робот, любая часть которого касается поля за пределами черной линии. Если по окончании раунда ни один робот не будет вытолкнут за пределы круга, то выигравшим раунд считается робот, находящийся ближе всего к центру круга. Во время раунда участники команд не должны касаться роботов. Соревнования состоят из двух попыток. Попытка - это совокупность всех матчей, в которых участвует каждый робот минимум 1 (один) раз. До начала попытки команды должны поместить своих роботов в область «карантина». После подтверждения судьи соответствия робота предъявленным требованиям, соревнования могут быть начаты. Если при осмотре будет найдено нарушение в конструкции робота, то судья дает 3 (три) минуты на устранение нарушения. Если нарушение не будет устранено в течение этого времени, команда не сможет участвовать в состязании. После помещения робота в «карантин» нельзя модифицировать (например, загрузить программу, поменять батарейки) или менять роботов до конца попытки. Если во время раунда любая электрическая часть робота не закреплена жёстко (оторвалась или висит на проводах), то этот робот считается проигравшим в раунде. Робот обязан иметь в своей конструкции хорошо видимую стартовую кнопку, которая выполняет функцию включения и выключения робота. Примеры расстановки роботов представлены на рисунке 3.  
22  
Рис. 3. Примеры расстановки роботов в номинации «Сумо»  
Размер робота на старте не должен превышать параметров: 200х200х200 мм, вес робота не должен превышать 1 (одного) килограмма. Робот должен быть автономным. Сборка робота осуществляется в день соревнований. До начала времени сборки робота все его части должны находиться в начальном состоянии (все детали отдельно). При сборке робота нельзя пользоваться инструкциями, как в письменном виде, так и в виде иллюстраций. Робот, по мнению судей намеренно повреждающий или пачкающий других роботов или как либо повреждающий или загрязняющий покрытие поля, будет дисквалифицирован на всё время состязаний. Конструктивные запреты: ˗ Запрещено использование каких-либо клейких приспособлений на колесах и корпусе робота. ˗ Запрещено использование каких-либо смазок на открытых поверхностях робота. ˗ Запрещено использование каких-либо приспособлений, дающих роботу повышенную устойчивость, например, создающих вакуумную среду.
23  
˗ Запрещено создание помех для инфракрасного датчика и других датчиков робота-соперника, а также помех для электронного оборудования. ˗ Запрещено использовать приспособления, бросающие что-либо в робота-соперника. ˗ Запрещено использовать жидкие, порошковые и газовые вещества в качестве оружия против робота-соперника. ˗ Запрещено использовать легковоспламеняющиеся вещества. ˗ Запрещено использовать конструкции, которые могут причинить физический ущерб рингу или роботу-сопернику. Роботы, нарушающие вышеперечисленные запреты, снимаются с соревнований. Соревновательное поле представляет собой белый круг диаметром 1 м с чёрной каёмкой толщиной в 5 см. В круге красными полосками отмечены стартовые зоны роботов, также красной точкой отмечен центр круга. Отбор победителей: 1. По решению оргкомитета ранжирование роботов может проходить по разным системам в зависимости от количества участников и регламента мероприятия, в рамках которого проводится соревнование. Рекомендуемая система: 2. Первая попытка, в которой участвуют все участники по олимпийской системе (на выбывание) до определения 3-5 (количество финалистов объявляется заранее) финалистов. Участники группируются в пары по очереди: первый со вторым, третий с четвёртым и т.д. 3. Вторая попытка, в которой участвуют все участники по олимпийской системе (на выбывание) до определения 3-5 (количество финалистов объявляется заранее) финалистов. Участники группируются в пары через одного: первый с третьим, второй с четвёртым и т.д. 4. В финале участвуют все финалисты предыдущих попыток и соревнуются по системе каждый с каждым. Ранжирование проводится по количеству выигранных матчей. В спорных ситуациях проводятся дополнительные матчи.  
24  
Приложение 4
Старшая категория 1. Номинация «Траектория-квест» За наиболее короткое время робот должен, двигаясь по линии траектории, добраться от места старта до места финиша. Порядок прохождения траектории будет определен главным судьей соревнований в день состязаний, непосредственно перед заездом.  В номинации принимают участие команды, состоящие из двух конкурсантов и одного тренера. Разрабатываемая конструкция должна быть собрана только из официальных деталей LEGO MINDSTORMSTM RCX, NXT, EV3 (исключение- HiTechnic NXT ColorSensor). Блок управления у каждого робота должен быть один. Не допускается использование деталей, модифицированных любым способом. Роботы, не соответствующие этим требованиям, будут дисквалифицированы. Каждая команда совершает по одной попытке в двух заездах. Продолжительность одной попытки составляет 2 (две) минуты (120секунд). По истечению этого времени робот должен остановиться. Движение робота начинается после команды судьи и нажатия оператором кнопки RUN, либо датчика нажатия. Соревновательное поле представлено на рисунке 4. Размеры поля 2000х1000 мм. Поле представляет собой белое основание с черной линией траектории шириной 18-25 мм. В основе траектории используются элементы линии: прямые и дугообразные линии, перекрестки, повороты на 90 градусов, прерывистые линии. На поле вдоль линии располагаются цветные элементы (метки). Каждая метка располагается перед перекрестком и указывает на направление движения робота на следующем за ней перекрестке, например, красная – поворот направо, желтая – поворот налево, синяя – проезд вперед, зеленая – разворот на перекрестке на 180 градусов. Меткой считается квадрат размером 40 х 40 мм и размещается на расстоянии 50 мм от линии с правой стороны и 50 мм до перекрестка. При составлении маршрута проезд “Х”– образного перекрестка может осуществляться с любой стороны, проезд “Т”- образного перекрестка осуществляется только со стороны основания буквы “Т”. Линия старта-финиша перекрестком не является.  
25  
Рис. 4. Тренировочный вариант игрового поля  
Размер робота на старте не должен превышать параметров: 250х250х250 мм. Робот должен быть автономным. Сборка робота осуществляется в день соревнований. До начала времени сборки робота все части робота должны находиться в начальном состоянии (все детали отдельно). При сборке робота нельзя пользоваться инструкциями, как в письменном виде, так и в виде иллюстраций. На стартовой позиции робот устанавливается колесами перед линией старта, датчики света (цвета) могут выступать за стартовую линию. Движение роботов начинается после команды судьи и однократного нажатия оператором кнопки RUN. Метки, каких цветов, а также их расположение на поле определяется судьей соревнований перед началом заезда, после сдачи роботов в «карантин». Правила отбора победителя: 1. В зачет принимается лучший результат (баллы) двух попыток. 2. Финиш робота фиксируется, когда весь робот (проекция) пересечет линию финиша. 3. Команда, преодолевшая объявленную судьей дистанцию полностью, получает максимально возможное количество баллов.
26  
4. Если во время попытки робот съедет с линии, т.е. окажется всеми колесами с одной стороны линии, то в зачет принимается: a. время до съезда с линии; b. баллы, заработанные за прохождение перекрестков (10 баллов за каждый) и повороты на перекрестках (10 баллов за каждый); c. прерывистые элементы - 50 баллов за каждый элемент; d. инверсные линии - 40 баллов за каждый элемент; e. инверсные перекрестки - 50 баллов за каждый. 5. Баллы за элемент начисляются только в том случае, если он полностью преодолен роботом. 6. Победителем будет объявлена команда, получившая наибольшее количество баллов. 7. Если таких команд несколько, то победителем объявляется команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время.  
27  
2. Номинация «Эстафета» В состязании от каждой команды участвуют два робота. В течение заезда два робота одной команды должны по очереди проехать максимальное число кругов с эстафетной палочкой, каждый раз передавая ее в зоне передачи. Длительность заезда – 5 минут. В номинации принимают участие команды, состоящие из двух конкурсантов и одного тренера. Разрабатываемая конструкция должна быть собрана только из официальных деталей LEGO MINDSTORMSTM RCX, NXT, EV3 (исключение- HiTechnic NXT ColorSensor). Блок управления у каждого робота должен быть один. Не допускается использование деталей, модифицированных любым способом. Роботы, не соответствующие этим требованиям, будут дисквалифицированы. Перед началом заезда оба робота должны находиться в зоне передачи. При старте эстафетная палочка должна находиться за линией, ограничивающей зону передачи, перед роботом, который первым начнёт движение по чёрной линии. После запуска робот должен проехать по заданной чёрной линии и в зоне передачи передать эстафетную палочку следующему роботу. Передача эстафетной палочки разрешена только в зоне передачи. Во время передачи палочка должна коснуться поверхности поля. В зоне передачи, эстафетная палочка может находиться сколь угодно долгов пределах отведённого времени. Робот, передавший палочку, должен остаться в зоне передачи. Потеря палочки может произойти только вне зоны передачи. Палочка считается потерянной, если ни одна из частей робота не касается палочки более 5 секунд и палочка находится вне контура робота. В случае потери палочки по указанию судьи производится перезапуск роботов. Заезд завершается и при наличии времени в попытке начинается новый заезд, роботы перезапускаются в случаях: ˗ если робот потерял эстафетную палочку; ˗ если робот выехал из зоны передачи без эстафетной палочки; ˗ если оператор коснулся корпуса робота или палочки; ˗ если любой из роботов потерял линию более чем на 5 секунд; ˗ если робот, передавший палочку, покинет зону передачи вслед за роботом, получившим палочку. Робот может быть дисквалифицирован в случае, если робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом).
28  
Размер робота на старте не должен превышать параметров: 300х300х300 мм и массой не более 3 кг. В процессе движения робот не должен превышать параметров: 500х500х500 мм. Робот должен быть автономным. Робот должен иметь механизм для передачи эстафетной палочки. Сборка робота осуществляется в день соревнований. До начала времени сборки робота все части робота должны находиться в начальном состоянии (все детали отдельно). При сборке робота нельзя пользоваться инструкциями, как в письменном виде, так и в виде иллюстраций. Соревновательное поле представлено на рисунке 5. Поле представляет собой белое основание с черной линией траектории шириной 50 мм и минимальным радиусом кривизны 30 мм. Линия, ограничивающая зону передачи, шириной 30 мм, а зона передачи имеет следующие параметры: длина – 600 мм, ширина – 300 мм. По усмотрению организаторов соревнований на линии возможны препятствия в виде горки и бордюра. В качестве эстафетной палочки используется цилиндр со следующими характеристиками: ˗ диаметр: 60-65 мм; ˗ высота: 100-135 мм; ˗ материал: дерево или ватман; ˗ масса: не более 75 г.  
Рис. 5.  Пример поля  
29  
Порядок отбора победителя: 1. Команде засчитывается одно очко за каждый пройденный роботами полный круг с эстафетной палочкой. 2. Круг считается пройденным, если один робот пересёк с палочкой линию старта, затем, следуя по основной линии, пересёк линию финиша, передал палочку второму роботу после линии финиша, и второй робот с палочкой пересёк линию старта. Если в течение попытки было несколько заездов, то в зачёт идёт заезд с наибольшим количеством очков. Если попыток было несколько, очки за каждую из них считаются отдельно. В зачёт идёт попытка с максимальным количеством очков. При равном количестве очков у двух роботов учитывается номер лучшего заезда. Если и это значение совпадает, то учитывается время успешного завершения первого полного круга в течение данной попытки.
  
30  
3. Номинация «Шорт-Трек»
За наиболее короткое время робот должен, двигаясь по линии траектории, добраться от места старта до места финиша.  В номинации принимают участие команды, состоящие из двух конкурсантов и одного тренера. Участники номинации могут использовать любые детали, запчасти и датчики заводской и/или собственной сборки. Обязательным условием является применение контроллера Arduino. В конструкции робота запрещено использовать любые детали и моторы LEGO. Готовые роботы, не требующие сборки и имеющие готовые алгоритмы прохождения линии, не допускаются к участию в соревновании. Фестивальные соревнования в номинации «Шорт-Трек» проходят в два этапа: квалификационные и финальные заезды. Квалификационные заезды: 1. В квалификационном заезде в каждой попытке участвуют по одному роботу. Количество квалификационных заездов определяет судья в день соревнований. Попытка завершается судьей, если робот не может продолжить движение в течение 15 секунд или время прохождения трассы превышает 60секунд. Попытка в квалификационном заезде состоит из одного полного круга. Если робот сходит с дистанции (оказывается всеми колесами с одной стороны линии), то он прекращает свою попытку, при этом роботу записывается время, равное 60 секундам. Финальные заезды: В финальных заездах в каждой попытке участвуют одновременно два робота (пара) на поле. Пары для попыток и дорожка каждого робота определяются с помощью жеребьевки. Роботы устанавливаются у линий старта в одинаковом направлении. В ситуации, когда робот догоняет соперника, попытка досрочно завершается. При условии проезда не менее 5 секунд без столкновения, победителем попытки объявляется робот, догнавший соперника. Столкновение роботов: В ходе финальных заездов во время выполнения попытки действует правило – «перекресток проезжает первый». Робот, пришедший к перекрестку
31  
вторым, обязан пропустить первого, в случае столкновения – техническое поражение участника, совершившего наезд на соперника. В случае, когда невозможно определить виновника столкновения, судья обязан назначить переигровку, при этом роботы меняются дорожками. Соревновательное поле представлено на рисунке 6. Размеры поля1200х2400 мм. Поле представляет собой белое основание с черной линией траектории шириной 18-25 мм. В основе траектории используются элементы линии: прямые и дугообразные линии, перекрестки, повороты на 90 градусов, прерывистые линии. На линии возможно размещение препятствий (только в одном месте большого и малого круга): горка (размер: 250 мм шириной, 250 мм длиной и 30-50 мм высотой; основной цвет поверхности белый), балка (высотой и шириной в один модуль; длиной не менее 250 мм; цвет белый). Препятствия жестко закреплены на поверхности поля, линия трассы на препятствиях не прерывается. Наличие и месторасположения препятствий объявляется в день соревнований.  
Рис. 6. Соревновательное поле  
Размер робота на старте не должен превышать параметров: 200х200х200 мм. Робот должен быть автономным. Во время попытки робот не может изменять свои размеры. На стартовой позиции робот устанавливается перед линией старта, никакая его часть не выступает за стартовую линию. Определение победителя: Соревнования проводятся в два этапа – квалификация и финальные заезды. Между квалификационными заездами будет предоставлено время на дополнительную отладку робота. Между квалификационными и финальными заездами роботы остаются в карантине, время на отладку не предоставляется.
32  
По результатам квалификации на основании времени заездов составляется рейтинг роботов. В финальные заезды проходят роботы, занявшие первые места в квалификации. Количество финалистов определяется главным судьей соревнований в день соревнований в зависимости от количества команд участников и результативности квалификационных заездов. Финальные заезды проходят по олимпийской системе (игра на вылет). Судьи соревнований формируют турнирную сетку, для каждой попытки из участников составляются пары в соответствии с рейтингом квалификационных заездов и жеребьевки. Из каждой пары в следующий круг попыток выходит победитель попытки. Перед финальной попыткой судьи соревнований проводят попытку за третье место. Победителем соревнования становится робот, победивший в финальной попытке. Второе место присуждается роботу, проигравшему в финальной попытке.  
33  
4. Номинация «Линия Профи» Необходимо за минимальное количество времени преодолеть дистанцию по заданной траектории движения. В номинации принимают участие команды, состоящие из двух конкурсантов и одного тренера. Участники номинации могут использовать любые детали, запчасти и датчики заводской и/или собственной сборки. Обязательным условием является применение контроллера Arduino. В конструкции робота запрещено использовать любые детали и моторы LEGO. Готовые роботы, не требующие сборки и имеющие готовые алгоритмы прохождения линии, не допускаются к участию в соревновании. Перед началом заезда робот устанавливается в зону старта полигона так, чтобы никакая его часть не выходила за пределы этой зоны. В соревновании робот участника стартует и финиширует на одной стартовой позиции. На прохождение дистанции каждой команде дается не менее двух попыток. Одна попытка не более двух минут. Точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований. В зачет принимается лучшее время из попыток. Время заезда отсчитывается от момента пересечения роботом линии старта до момента пресечения роботом линии финиша. Робот пересекает линию, когда самая передняя его часть касается или пересекает линию. Время попыток должно быть зафиксировано электронной системой судьей по секундомеру. В любом случае зафиксированное время должно быть окончательным.  Заезд останавливается в следующих случаях: ˗ робот полностью выполнил задание; ˗ закончилось время, отведённое на выполнение заезда; ˗ робот был дисквалифицирован в ходе заезда. Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях: ˗ робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом); ˗ во время заезда участник коснулся полигона или робота; ˗ робот покинул поле (любая точка опоры робота коснулась поверхности за пределами поля); ˗ робот сошел с линии более чем на 5 секунд; ˗ робот при прохождении дистанции многократно мешает сопернику.
34  
˗ робот сошел с линии и вернулся на линию в точке, расположенной после схода с линии. Считается, что робот покинул линию (сошёл с линии), если ни одна часть робота или его проекция не находится на линии. Длина робота в этом случае считается по колесной базе. Поле (рисунок 7) представляет собой плоскую поверхность белого материала с нанесённой на неё чёрной линией, обозначающей траекторию с шириной линии 50 мм и радиусом кривизны не менее 30 мм. Линия в данной категории представляет собой полосу однородных объектов.  
Рис. 7. Соревновательное поле  
Размер робота на старте не должен превышать параметров: 200х200х200 мм. Робот должен быть автономным. Во время попытки робот не может изменять свои размеры.
В ситуации, когда робот догоняет соперника, заезд досрочно завершается, но при условии того, что робот проехал не менее 5 секунд. В этом случае победителем заезда объявляется команда, робот которой догнал соперника. Победителем будет объявлена команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время. В финальных заездах каждой команде дается одна попытка, при условии того, что роботы не мешали друг другу.  
35  
Приложение 5
Студенческая категория Номинация «Спасатель» В данном состязании участникам необходимо подготовить автономного мобильного робота, способного наиболее быстро добраться до метки, считать информацию, передать координаты местоположения метки и вернуться в зону старта. Требования к роботу: 1. Максимальные размеры робота, в том числе и высота, ограничиваются размерами секции. Конструкция создаётся из любых материалов и с применением любого контроллера. На роботов не накладывается ограничений на использование какихлибо комплектующих, кроме тех, которые могут как-то повредить поверхность поля. Робот должен: ˗ быть автономным; ˗ иметь систему включения/выключения питания, чтобы оператор (один из членов команды) при возникновении чрезвычайной ситуации (например, возгорание робота) имел доступ к этой системе или к аккумулятору, чтобы отключить робота; ˗ оснащаться программной системой управления на базе микроконтроллера или компьютера, которая и должна контролировать движения робота. При этом функции контроля выполнения задания (запуск, аварийная остановка) должны осуществляться оператором через дистанционный пульт управления. Для избегания недоразумений командам рекомендуется разработать «соревновательный» пульт управления с тремя кнопками «старт», «стоп», «пауза», который и будет использоваться во время испытаний; ˗ иметь защитный бампер из упругого материала, охватывающий робота при взгляде сверху. Допустимые габариты считаются с учётом бампера. Высота нижнего края бампера от поверхности поля – не более 50 мм, верхнего – не менее 150 мм; ˗ иметь LCD-дисплей для вывода информации на экран.  
Роботу рекомендуется иметь систему световой индикации (ССИ), которая работает в 4-х режимах:
36
1.робот готов к старту; 2.робот ищет метку; 3.робот нашел метку; 4.робот закончил заезд. Условия проведения: Фестивальное соревнование «Спасатель» состоит не менее чем из двух заездов (точное число определяется Главным судьей в день соревнований). Один заезд состоит из попыток всех команд, допущенных к соревнованиям. Каждый заезд проводится после периодов отладки. Отладкой считается время, отведенное для настраивания робота в день соревнований. Отладки проводятся перед «карантином» и заездом роботов. До начала заезда команды должны поместить своих роботов в область «карантина». Во время «карантина» судьи проверяют роботов на соответствие их требованиям, описанным в регламенте. Если при осмотре будет найдено нарушение в конструкции робота, то судья дает 10 минут на устранение нарушения. Однако если нарушение не будет устранено в течение этого времени, команда не сможет участвовать в текущем заезде. Так же на этапе проверки робота на соответствие техническим требованиям, описанным в регламенте, команда должна предоставить информацию о режимах работы световой индикации. Если судьи посчитают, что робот каким-либо образом повреждает покрытие поля, то он будет дисквалифицирован на время текущего заезда. После помещения робота в «карантин» нельзя модифицировать или менять роботов (например: загрузить программу, поменять батарейки) до конца заезда. Робот, отсутствующий в зоне «карантина» после окончания периода отладки не будет допущен к соответствующему заезду. После подтверждения судьи, что роботы соответствуют всем требованиям, соревнования могут быть начаты. Перед каждым заездом после периода отладки и прохождения «карантина» объявляется вариант расположения стенок лабиринта, а также местоположение метки. Объявленный вариант используется для всех команд в течение всего заезда.  Перед началом попытки робот выставляется в зоне «Базовый лагерь», которая отмечена зеленым цветом. Далее оператор по команде судьи нажимает кнопку «Старт» и запускает робота.

Дистанционное управление движением робота запрещено, а также манипуляции участников, влияющие на работу робота на поле. Попытка завершается в следующих случаях: ˗ задание полностью ˗ робот полностью покинул поле; ˗ участник команды громко сказал «СТОП» и поднял руку; ˗ истекло максимальное время для попытки (5 мин.); ˗ робот предпринял попытку преодолеть стенку лабиринта сверху; ˗ во время попытки участник команды коснулся поля или По завершении попытки участник должен остановить робота вручную по разрешению судьи. По завершении попытки судья фиксирует в протоколе время, результат выполнения задания роботом возможные нарушения. Требования к полю состязания Соревновательное поле представляет собой основание с бортиками, с внутренними размерами 1500х3000 мм, состоящее из секций размером 300 мм четырех типов: со стенкой, со стенкой и с меткой, без стенки, со стенкой и потолком. Стенки секций высотой 150 мм и толщиной 16 мм (рисунок 8).
Рис. 8. Секции соревновательного поля
Секция «Базовый лагерь» обозначена зеленым цветом. Циклический участок. На поле может присутствовать группа секций, образующая собой цикл. На рисунке 9 данные  секции пронумерованы числами от 1 до 12.
Дистанционное управление движением робота запрещено, а также манипуляции участников, влияющие на работу робота на поле. Попытка завершается в следующих случаях:  задание полностью выполнено; робот полностью покинул поле; участник команды громко сказал «СТОП» и поднял руку; истекло максимальное время для попытки (5 мин.); робот предпринял попытку преодолеть стенку лабиринта сверху; во время попытки участник команды коснулся поля или По завершении попытки участник должен остановить робота вручную по
По завершении попытки судья фиксирует в протоколе время, результат выполнения задания роботом – баллы, заработанные до этого момента и возможные нарушения. ния к полю состязания Соревновательное поле представляет собой основание с бортиками, с внутренними размерами 1500х3000 мм, состоящее из секций размером 300 мм четырех типов: со стенкой, со стенкой и с меткой, без стенки, со стенкой и секций высотой 150 мм и толщиной 16 мм (рисунок 8).
Рис. 8. Секции соревновательного поля
Секция «Базовый лагерь» обозначена зеленым цветом. Циклический участок. На поле может присутствовать группа секций, образующая собой цикл. На кции пронумерованы числами от 1 до 12.
37
Дистанционное управление движением робота запрещено, а также манипуляции участников, влияющие на работу робота на поле.  
участник команды громко сказал «СТОП» и поднял руку;
робот предпринял попытку преодолеть стенку лабиринта сверху; во время попытки участник команды коснулся поля или робота. По завершении попытки участник должен остановить робота вручную по
По завершении попытки судья фиксирует в протоколе время, результат баллы, заработанные до этого момента и
Соревновательное поле представляет собой основание с бортиками, с внутренними размерами 1500х3000 мм, состоящее из секций размером 300×300 мм четырех типов: со стенкой, со стенкой и с меткой, без стенки, со стенкой и секций высотой 150 мм и толщиной 16 мм (рисунок 8).  
Рис. 8. Секции соревновательного поля
Секция «Базовый лагерь» обозначена зеленым цветом.
На поле может присутствовать группа секций, образующая собой цикл. На кции пронумерованы числами от 1 до 12.  
38  
Рис. 9. Вариант расположения циклического участка поля.  
Метка — карта NRF в конверте красного цвета размером не более 100х70мм, прикрепленный на стенку секции на высоте 50 мм. На метке записана информация, которую необходимо считать. Метка может располагаться с любой стороны от хода движения робота. Оценивание попытки команды: 1. Во время проведения испытаний существуют баллы за задания, а также штрафные баллы, которые в сумме дают итоговые баллы. Баллы начисляются: ˗ за считывание метки и подаче светового сигнала команде присуждается 10 баллов, если же информация на метке выведена на LCDдисплей, то команде даётся ещё 10 баллов; ˗ за наличие и правильную работу системы световой индикации 5 баллов за каждый пункт; ˗ за финиширование роботом в секции «Базовый лагерь» команде присуждается 10 баллов. Если робот просчитает кратчайший путь и проедет по нему от метки до секции «Базовый лагерь», то команде начисляется 20 баллов дополнительно; Штрафные баллы: Победителем будет объявлена команда, получившая наибольшее количество баллов. Если таких команд несколько, то победителем объявляется команда, потратившая на выполнение заданий наименьшее время.
39  
Определение победителя состязания:  При ранжировании учитывается результат попытки с наибольшим количеством баллов среди всех попыток (не сумма). Если команды имеют одинаковое количество баллов, то будет приниматься во внимание количество баллов в других попытках. Если и в этом случае у команд будет одинаковое количество баллов, то будет учитываться время, потребовавшееся команде для завершения лучшей попытки.  

Возврат к списку